Инстинкт

Инстинкт (лат. instinetus побуждение; синоним: инстинктивное поведение, инстинктивные реакции) — совокупность различных форм врожденного адаптивного поведения, проявляющегося в виде стереотипных и видоспецифических реакций. Согласно представлениям И.П. Павлова, И. — это сложный цепной безусловный рефлекс, в котором окончание одного элементарного акта является стимулом для появления последующего. Инстинктами или рефлексами И.П. Павлов называл также мотивации. С эволюционной точки зрения И. — биологически выгодная и экономичная форма использования филогенетического поведенческого опыта. В процессе онтогенеза инстинктивное поведение постоянно обогащается приобретенным, индивидуальным опытом. Иногда совокупность врожденных и приобретенных реакций объединяют под названием «унитарные реакции». Инстинкты играют важную роль у тех видов животных, которые сумели приспособиться к сравнительно ограниченному и постоянному кругу условий. Поэтому обучение для них имеет, очевидно, второстепенное значение (например, у червей, членистоногих, рыб, амфибий, птиц, низших млекопитающих). У высших млекопитающих роль И. особенно значима на ранних этапах онтогенеза. Инстинктивное поведение обеспечивается деятельностью жестких врожденных механизмов. Искусственное повышение эндогенной активности путем электрической стимуляции определенных стволовых зон мозга, введения гормонов, биологически активных веществ или лекарственных препаратов может привести к формированию того или иного видоспецифического поведения при отсутствии адекватных внешних стимулов.

В естественных условиях повышение эндогенной активности в определенных структурах нервной системы отражает нарушение физиологического равновесия, т.е. наличие какой-либо потребности формирует поведение, направленное на поиск специфических раздражителей, которые могут привести в итоге к удовлетворению этой потребности. Согласно этологической концепции, специфическая эндогенная активность заблокирована системой нейросенсорных врожденных пусковых механизмов. Эти механизмы обеспечивают распознавание и оценку ключевых раздражителей, после чего происходит снятие «блокировки» и осуществление целенаправленного акта. Специфическая совокупность внешних стимулов получила название ключевых или пусковых раздражителей, поскольку каждый из них подходит только к своему «врожденному пусковому механизму» как ключ к замку. Помимо ключевых раздражителей выделяют также направляющие раздражители, которые облегчают ориентацию животных и поиск ключевых стимулов. В качестве ключевого раздражителя может выступать любой физический или химический признак объекта: форма, размер, цвет, запах и даже направление движения объекта.

С увеличением интенсивности ключевого стимула реакция пропорционально усиливается и может стать супернормальной и даже «абсурдной». Предпочтение усиленного (гиперболизированного) признака может иметь место при самых разных реакциях: при ориентации в пространстве, следовании за родителями, выборе полового партнера и т.д. Причем этот принцип сохраняет свою силу и у млекопитающих, включая человека. В инстинктивном поведении выделяют две фазы: начальную (поисковую) и завершающую (потребительскую), связанную с утилизацией. Поисковая фаза — наиболее сложный и ответственный этап поведенческого акта, который, в свою очередь, может включать несколько поведенческих фрагментов, например у хищника — ненаправленный поиск, обнаружение направляющего или ключевого стимула (след, запах, вид жертвы), преследование и поимку жертвы. Завершающая фаза (умерщвление и поедание добычи) всегда более проста и стереотипна по сравнению с поисковой фазой. Психофизиологи изучают глубинные механизмы основных мотиваций у млекопитающих: голода, жажды, сна, агрессии, страха, полового поведения. Их исследования направлены на познание нейрофизиологической структуры соответствующего поведения, на выяснение функциональной значимости отдельных центров нервной системы и их взаимодействия, нейрохимической специфики, включая попытки модификации и коррекции поведения. Исследования И. существенно обогатили этологию, т.е. науку о поведении, новыми идеями и концепциями, которые имеют прикладную значимость.

Углубленное изучение врожденного поведения и роли ключевых раздражителей имеет непосредственное отношение к проблемам разведения домашних и сельскохозяйственных животных, сохранения фауны в условиях современного экологического кризиса. В этом же плане можно рассматривать изучение роли аттрактантов и репеллентов. Описанное этологами явление импринтинга — стереотипного поведения, основанного на мгновенном и стойком запечатлении значимых ситуаций окружающей среды, позволило несколько расширить и уточнить представления об И. Психофизиологические данные обогатили наши представления о возможностях направленной регуляции основных влечений за счет использования физиологически активных веществ, включая определенные метаболиты и регуляторные пептиды. Нарушения И., как правило, проявляются в патологическом усилении или ослаблении определенных форм врожденного поведения (гиперфагия — гипофагия, полидипсия — адипсия). Такого рода нарушения наблюдаются и в других формах врожденного поведения, включая агрессию, страх, половое, родительское поведение и многие другие реакции.

Этиология и патогенез этих расстройств могут быть самыми разными. В некоторых случаях, когда определенная потребность удовлетворяется неадекватным способом, говорят об извращенных реакциях. Хорошо известны, например, случаи извращения пищевых привычек у беременных, при нарушениях обмена веществ, поражениях мозга, при ряде психических заболеваний. В отдельную группу расстройств И. следует отнести случаи нарушения их становления на ранних периодах развития вследствие сенсорной, эмоциональной или социальной депривации, что может быть обусловлено неправильным воспитанием, длительным пребыванием в учреждениях закрытого типа, разлукой с родителями и близкими. Такого рода депривация приводит к стойким изменениям всего набора поведенческих реакций. В случаях конфликтных ситуаций или эмоционального напряжения могут появляться нарушения поведения по типу смещенных реакций, не имеющих внешне ничего общего с исходными формами поведения. Обычно это так называемые комфортные движения, которые у легко ранимых субъектов, особенно у детей, проявляются в частом мытье рук, тиках, манипулировании волосами, а в некоторых случаях принимают характер навязчивых стереотипных действий. Методы исследования И. разнообразны и включают наблюдения за поведением животного с последующим анализом этограмм, изучение ключевых раздражителей, гуморальных регуляторов поведения, генетическую обусловленность определенных реакций и, наконец, весь арсенал современных психофизиологических и нейрохимических способов изучения деятельности ц.н.с.

Библиогр.: Батуев А.С. и др. Физиология повеления. Нейрофизиологические закономерности, Л., 1986; Дьюсбери Д.А. Поведение животных: Сравнительные аспекты, пер. с англ., М., 1981; Судаков К.В. Биологические мотивации, М., 1971.