Дошкольные учреждения

06.08.2009

Дошкольные учреждения предназначены для общественного воспитания детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. Они способствуют гармоничному физическому и нервно-психическому развитию детей, сохранению и укреплению их здоровья, привитию элементарных практических навыков и подготовке к школе. К дошкольным учреждениям относятся детские ясли, детский сад, детские ясли-сад; они бывают общего, санаторного, специального назначения и др. Дошкольные учреждения размещаются в типовых или приспособленных помещениях в соответствии со строительными нормами и правилами (СНиП). Для каждой группы предусматриваются смотровая комната (фильтр), изолятор, приемная-спальня, стендовая, веранда, туалетная.

Кроме того, каждая группа имеет специально оборудованную обособленную площадку для игр на воздухе. В детские ясли принимаются дети в возрасте от 2 мес. до 3 лет; в детский сад — от 3 до 7 лет; в детские ясли-сад — от 2 мес. до 7 лет. В учреждениях общего назначения группы комплектуются по возрасту детей. Ясельные группы (в детских яслях и детских яслях-садах): первая группа раннего возраста — от 2 мес. до 1 года; вторая группа раннего возраста — от 1 года до 2 лет; первая младшая группа — от 2 до 3 лет. Дошкольные группы (в детском саду и детских яслях-садах):

  • младшая группа — от 3 до 4 лет;
  • средняя группа — от 4 до 5 лет;
  • старшая группа от 5 до 6 лет;
  • подготовительная (к школе) группа — от 6 до 7 лет (будет действовать до полного завершения перехода школы на обучение детей с 6 лет).

При необходимости допускается комплектование групп детьми разных возрастов. Состав групп в Д. у. специального и общего назначения, а также специализированных групп в учреждениях общего назначения определяется положениями об этих учреждениях. Количество детей в группах Д. у. общего назначения следующее: в первой группе раннего возраста — 15; во второй группе раннего возраста, в первой младшей группе — 20; во второй младшей, средней, старшей и подготовительной (к школе) группах — по 25 детей. Количество детей в санаторных группах и группах специального назначения, порядок их работы определяются положениями об этих группах. Существуют Д. у. дневного и круглосуточного пребывания.

В группы с круглосуточным пребыванием принимаются дети начиная с полуторагодовалого возраста. Продолжительность работы дошкольных учреждений устанавливается в зависимости от конкретной потребности населения. Зачисление детей в дошкольные учреждения производится их заведующими по путевке районного (городского) отдела народного образования (здравоохранения) по месту жительства детей, либо по путевке предприятия, учреждения, колхоза, кооперативной или общественной организации. Помимо путевки необходимы выписка из истории развития ребенка, содержащая заключение о состоянии его здоровья и об отсутствии контактов с инфекционными больными; документы о совокупном доходе родителей или лиц, их заменяющих; свидетельство о рождении ребенка. Отбор детей в учреждения санаторного и специального назначения осуществляется медицинско-педагогическими комиссиями с учетом отклонений в развитии и состоянии здоровья ребенка.

Перед поступлением в Д. у. дети проходят углубленный медосмотр в детской поликлинике по месту жительства, при выявлении отклонений в состоянии здоровья им до поступления в детское учреждение проводят необходимые оздоровительные и лечебные мероприятия. Для детей каждой возрастной группы установлен режим, который в зависимости от местных условий несколько изменяется в летний период. При осуществлении оздоровительных и воспитательных мероприятий учитываются возраст, состояние здоровья и индивидуальные особенности ребенка. Организация питания в Д. у. согласуется с общим режимом дня каждой возрастной группы, исходя из физиологических потребностей и возраста детой. Продукты питания поставляют органы торговли, на селе также колхозы и совхозы, причем это засчитывается им в выполнение государственного плана закупок. Медицинский контроль за состоянием здоровья детей, лечебно-профилактические и оздоровительные мероприятия проводят специалисты территориальных лечебно-профилактических учреждений: детской поликлиники (отделения), больницы (городской, районной, сельской участковой), фельдшерско-акушерского пункта селе). Врач Д. у. в соответствии с приказом МЗ организует и осуществляет лечебную и профилактическую работу — осматривает вновь поступающих детей, наблюдает за их физическим развитием и состоянием здоровья, проводит углубленный осмотр с назначением профилактических и оздоровительных мероприятий; выделяет детей группы риска, требующих дополнительных обследований и оздоровления; следит за санитарно-гигиеническим содержанием помещений, участвует в организации питания и контролирует качество приготовления пищи.

Воспитатели Д. у. должны иметь высшее или среднее педагогическое образование. Они несут персональную ответственность за жизнь и здоровье каждого ребенка, за всестороннее развитие и воспитание детей, осуществляют гигиенический уход за детьми раннего возраста, информируют медперсонал об изменениях в состоянии здоровья детей. Непосредственным исполнителем всей медицинской работы в дошкольном учреждении, осуществляемой под руководством врача, является средний медперсонал (старшие и патронажные медсестры). Старшая медсестра осуществляет контроль за соблюдением санитарно-противоэпидемического режима, санитарным состоянием помещения и участка дошкольного учреждения, готовит детей к врачебному осмотру (см. Медицинский осмотр) и участвует в нем, проводит антропометрические измерения (см. Антропометрия, Физическое развитие), профилактические прививки (см. Иммунизация). По назначению врача она организует закаливание детей и другие оздоровительные мероприятия (занятия физкультурой, прогулки), осуществляет профилактику травматизма и отравлений.

Старшая медсестра ведет учет детей, отсутствующих по болезни, изолирует заболевших, организует уход за детьми, находящимися в изоляторе, выполняет назначения врача. В обязанности старшей медсестры входят утренний прием, термометрия и проведение других мероприятий в отношении детей, пришедших после болезни и бывших в контакте с инфекционными больными, организация текущей дезинфекции, контроль за ежедневным приемом детей. Кроме того, она постоянно проверяет качество продуктов, правильность их хранения и соблюдение сроков реализации, организацию питания и качество приготовления пищи, рассчитывает химический состав и калорийность рациона, участвует в составлении меню-раскладки.

Старшая медсестра делает заявки на медикаменты, дезинфекционные средства, медицинские инструменты и аппаратуру. Она проводит работу по гигиеническому воспитанию и пропаганде здорового образа жизни среди работников учреждения и родителей, осуществляет контроль за своевременным прохождением медосмотров работниками дошкольного учреждения; ведет соответствующую медицинскую документацию (см. Документация медицинская). Патронажная медсестра посещает на дому детей раннего возраста, отсутствующих в Д. у., и детей, впервые поступающих в него; проводит работу с родителями по вопросам воспитания детей, ухода за ними, организации режима дня, питания в семье; осуществляет связь с ближайшим лечебно-профилактическим учреждением, обслуживающим детей, с целью своевременного выявления имеющихся в районе очагов инфекционных заболеваний; выполняет медицинские процедуры в соответствии с назначением врача; ведет соответствующую документацию (см. Патронаж). Персонал Д. у., привлекаемый к работе в ночное время, работает без права сна. При каждом Д. у. организуется родительский комитет, деятельность которого регламентируется органами народного образования и органами здравоохранения.

Библиогр.: Организация медицинской помощи детям в дошкольных учреждениях, под ред. И.И. Гребешевой, М., 1984.