Эпоха в науке о клетках

03.12.2012

Так, в 1839 г. были опубликованы результаты изысканий Шванна, сделавшие эпоху в науке о клетках. Шванн впервые классифицировал ткани, основываясь на учении о клетке. Кровь он отнес в первую группу тканей, состоящую из изолированных, самостоятельных клеток в жидкостях. Подробное описание крови как ткани с позиций клеточной теории дано Генле в 1841 г. В 1845 г. R. Virchow разделил белые кровяные тельца на клетки лимфы и лейкоциты.

В этот период сложилось представление о том, что развитие является главной особенностью органического мира и все живые существа должны рассматриваться как «генетические состояния» в цени общего развития и дифференцировки. В начале 50-х годов XIX века естествоиспытатели окончательно убедились в том, что в существующих на нашей планете условиях единственно возможным способом образования клеток является их деление. R. Virchow формулирует это положение как «Omnis cellula a cellula».

Таким образом, в середине XIX века, к концу первого этапа развития теории кроветворения, был накоплен огромный фактический материал о крови и кроветворных органах.

К началу 60-х годов XIX столетия в гистологических классификациях прочно укрепилось понятие о кровяной ткани, включающей ткань кроветворных органов (Геккель, 1874).

В этот период сложилось представление о значении исторического развития тканей из зародышевых листков родоначальной формы многоклеточных животных, необходимое для их классификации. Геккель в 1877 г. признал кровь производным мезенхимы, причем считалось возможным, что мезенхимные клетки образуются из различных зародышевых листков. Онтогенетический процесс гистологической дифференцировки, по Геккелю, обусловлен филогенетически.

Хотя в гистологии уже оформилось учение о генеалогическом древе тканей и их специфичности, все еще допускалась возможность межтканевых превращений.

Так, например, многие исследователи приписывали рыхлой соединительной ткани способность к превращению почти во все другие ткани организма. А. Конгейм наделил белые кровяные клетки огромными потенциями к дифференцировкам.

Он считал их вездесущими и думал, что из белых кровяных клеток могут образовываться все ткани организма. Были высказывания и в пользу того, что специализированные клетки самых разнообразных тканей млекопитающих и человека могут во взрослом организме приобретать эмбриональные свойства и превращаться потом в любые ткани.

Вместе с этими взглядами продолжали развиваться представления о том, что процесс эмбрионального гистогенеза представляет собой постепенное, но в конце концов полное разъединение различных клеточных видов, которые у взрослого уже утрачивают способность к превращению друг в друга.

Например, предполагали два вида клеточной пролиферации в гистогенезе в период эмбрионального развития. Первый вид — простое размножение, приводящее к увеличению количества равноценных клеток. Второй вид — процесс раздвоения более сложного образования на простые.

«Депрессии кроветворения», О.К.Гаврилов,
Ф.Э.Файнштейн, Н.С.Турбина