Патогенез ПККА

19.12.2012

Патогенез ПККА довольно интенсивно изучается в последние годы, прежде всего с точки зрения уровня поражения. Поскольку основным проявлением заболевания служит селективная эритроидная гипоплазия, то не исключается, что объектом патологического воздействия является комитированная клетка-предшественник. По экспериментальным данным, она может поражаться непосредственно (ПККА I тип) или опосредованно, в результате нейтрализации нормальной функции эритропоэтина (ПККА II тип).

Повышение содержания эритропоэтина в плазме и моче больных ГА, в том числе ПККА, известно с конца 60-х годов текущего столетия. Однако более систематизированное изучение эритропоэтина проведено позже.

Мысль о возможной инактивации циркулирующего гормона возникла после получения данных об усилении эритропоэза под влиянием нормальной донорской плазмы [Peschle С. et al., 1978]. Затем была доказана биологическая и иммунологическая сохранность молекулы эритропоэтина у больных ГА. Показано, что ингибитор относится к фракции IgG и представляет собой антитело.

Наряду с этим из патогенетических факторов в развитии ПККА, по мнению других авторов, имеет значение образование аутоантител к ядрам эритробластов [Идельсон Л. И. и др., 1975; Krantz S. В., 1970, и др.].

Возможно, следует учитывать роль Т-лимфоцитов в регуляции гемопоэза, осуществляющих контроль за дифференцировкой и пролиферацией эритропоэтиннезависимых клеток [Hanada Т. et al., 1984]. Нарушение гемопоэза может сопровождаться образованием аутоантител против эритроидных предшественников или угнетением их пролиферации. При этом проэритробласты и базофильные эритробласты имеют мегалобластные черты.

Возможно, что они появляются в результате токсического действия аутоантител против вновь синтезированного антигена (или антигенов) этих клеток.

Таким образом, есть основания предполагать, что ПККА развивается как гуморально опосредованное аутоиммунное заболевание по меньшей мере с двумя вариантами патогенеза. Однако ингибитор к эритропоэтину удается обнаружить не у всех больных, колебания уровня эритропоэтина четко не согласуются с выраженностью малокровия, не всегда удается выявить и антитела к ядрам эритробластов.

Кроме того, иммуносупрессивная терапия эффективна далеко не у всех больных. Еще не ясно, являются ли иммунные нарушения первичными, тем более что обнаружены дефекты в микроокружении стволовых клеток [Ershler W. В. et al., 1980].

Патогенез ПККА при других заболеваниях не изучен. Предполагается, что он не такой, как при истинном эритробластофтизе. В частности, при ПККА, предшествующей бластозу костного мозга, сопутствующей хроническому лимфолейкозу, в сыворотке крови ингибитор эритроидных клеток не обнаруживается.

Имеются лишь сообщения о выявлении у больных тимомой антител против ядерного антигена эритробластов. Вторичная ПККА может существенно влиять на течение основного заболевания.

«Депрессии кроветворения», О.К.Гаврилов,
Ф.Э.Файнштейн, Н.С.Турбина