Диагностика

30.04.2009

Диагностика – один из наиболее ответственных моментов в деятельности кардиолога. В последние десятилетия появилось много новых инструментальных и биохимических методов исследования. Получаемые данные хотя и расширили наши представления о тех или иных сдвигах функции органов кровообращения, зачастую оцениваются неправильно.

Поток информации велик, данные, полученные различными методами, иногда противоречивы: трудно отдать предпочтение тому или иному методу или методам, каждый из них предназначен для решения конкретной диагностической задачи, и врач должен знать, какую полезную информацию он может получить. Диагностические возможности различных методов растут, увеличивается объем получаемой ин формации, что требует использования математических, кибернетических и других приемов. Полученные показатели без сопоставления с клиническими данными не имеют самодовлеющего диагностического значения; лишь их аналитическое и критическое восприятие позволяет прийти к правильному диагностическому выводу.

Вместе с тем главенствующими остаются личные ощущения врача при контакте с больным. Знакомство с больным – это колоссальный поток психофизических ощущений, вызванных общим видом и поведением ребенка, рассказом о нем и об окружающей его среде, это напряжение, обусловленное мыслями о вероятности ряда заболеваний, воспоминаниями об аналогичных случаях из практики и описанных в литературе, это зрительные, слуховые, тактильные ощущения. Уже на этом первом этапе профессионального знакомства врач должен сделать правильное заключение.

Многие отклонения в сердечно-сосудистой системе мо гут быть вторичными (например, гипертрофия миокарда при почечных заболеваниях, резкая брадикардия как результат выраженной ваготонии и др.) или входить как составная часть ряда синдромов и заболеваний (пролапс митрального клапана при болезни Марфана или Элерса – Данлоса, врожденный порок сердца при болезни Дауна и т. д.). В связи с этим педиатр-кардиолог должен обладать широким кругозором интерниста и большой врачебной эрудицией.

«Болезни сердца и сосудов у детей», Н.А.Белоконь