Противотахикардические устройства

17.07.2009

Весьма перспективная, вызывающая большой интерес группа противотахикардических устройств представлена аппаратами, которые способны прерывать залповым током более высокой энергии ФЖ, а импульсами низкой энергии — ЖТ. Мы имеем в виду автоматические вживляемые кардио-вертерыдефибрилляторы типов AICD [Пекарский В. В. и др., 1986, Mirowski M. et al., 1980, 1981, Zipes D. et al., 1984, Jones D. etal., 1986, Vlay S., 1986., Furman 5., 1990].

В одной из моделей [Mirowski M. et al., 1985] два дефибриллирующих электрода (анод в верхней полой вене у места соединения ее с правым предсердием, катод в виде фиксированной прямоугольной пластинки над верхушкой сердца) используются и как датчики для анализа формы электрических волн сердца. Третий катетерный биполярный электрод помещают в верхушку правого желудочка, он осуществляет R-синхронизированную стимуляцию желудочков и кардиоверсию. Специальные литиевые батареи обеспечивают 100 разрядов с энергией до 30 Дж, что позволяет охранять жизнь больного в течение 3 лет.

Созданы аппараты, рассчитанные на 250 разрядов, а также способные стимулировать сердце при возникновении последефибрилляционной брадикардии или асистолии. К началу 1990 г. в мире было осуществлено около 4500 имплантаций различных устройств этого типа больным с ИБС, кардиомиопатиями, синдромом длинного интервала Q—Т и первичной электрической болезнью сердца. Многие из них прежде переносили приступы ФЖ и не реагировали в среднем на 4 противоаритмических препарата, не принесли им облегчения и хирургические операции на сердце.

Период наблюдения за функцией имплантированных аппаратов колебался от 12 до 64 мес. Они улавливали желудочковые тахиаритмии у 99% больных. Среднее время от начала тахиаритмии до ее подавления равнялось 17 с. Смерть от аритмии за 1 год произошла у 1,8— 2% больных, что значительно ниже показателя в группе таких же больных, лечившихся фармакологическими средствами [Echt D. et al., 1985, Mirowski M. et al., 1985]. Согласно последним данным, общая выживаемость больных в течение 5 лет после имплантации аппаратов (в том числе программируемых) составляет 60 % [Furman S., 1990]. По мнению некоторых исследователей, чувствительность этих аппаратов достигает 100%, а специфичность—87% [Jordaens L. et al., 1986].

Ценность такого метода лечения угрожающих жизни больных желудочковых тахиаритмий очевидна, хотя противотахикардическая стимуляция и автоматическая дефибрилляция несколько ограничены возможностью распознавания типа тахиаритмий, а также другими причинами. Заслуживают внимания попытки создать автоматический наружный дефибриллятор, способный анализировать электрокардиографические сигналы с поверхности тела больного и направлять к фибриллирующему сердцу разряды в 200— 335 Дж. Это — важный шаг вперед в борьбе с ФЖ и в предотвращении внезапной смерти больных с тяжелыми заболеваниями сердца [Cummins R. et al., 1986].

«Аритмии сердца», М.С.Кушаковский