Препараты класса III (амиодарон: электрофизиологические эффекты)

17.07.2009

Общий клиренс кордарона приближается к величине печеночного клиренса и составляет в среднем 11,8 л/ч. Продукты обмена выделяются через желудочно-кишечный тракт, почечная экскреция препарата незначительна. Непосредственное отношение к процессам разрушения и выделения кордарона имеет продолжительность терминального периода полувыведения кордарона при прекращении лечения.

Согласно наблюдениям D. Holt и соавт. (1983), этот показатель равен в среднем 52 дням (от 13 до 104 дней). По мнению М. Rosenbaum и соавт. (1983), сохранение противоаритмического действия кордарона зависит от характера аритмии и длится от 10 до 150 дней, чаще 28—30 дней.

Такую необычную для других препаратов устойчивость эффекта можно объяснить: накоплением кордарона в миокарде (уже упоминавшимся), существованием тканевых (жировых) депо кордарона, из которых препарат долгое время продолжает поступать в кровь [Головина В. А., Розенштраух Л. В., 1990, DebbasN. et al., 1983].

Электрофизиологические эффекты кордарона состоят главным образом в удлинении ПД и ЭРП в клетках СА узла, в предсердиях, АВ узле (после 2 нед. лечения), в системе Гиса — Пуркинье, желудочках и ДП (к 10 нед. лечения). Происходит равномерное увеличение продолжительности фаз 2 и 3 реполяризации ПД, что четко выявляется у животных, длительно вскармливавшихся кордароном [Rosen M., Wit A., 1983].

Показательно, что такое же удлинение реполяризации и рефрактерности наблюдается в сердечных волокнах гипотиреоидных животных, не получавших кордарон. Высказывается мнение, что в основе воздействия кордарона на мембраны может лежать гипотиреоидное состояние на клеточном уровне [Venkatesh N. et al., 1986]. Как кордарон, так и деэтилкордарон в большей степени удлиняют рефрактерность в предсердиях, чем в желудочках.

Существует параллелизм между временем, когда отчетливо проявляется противоаритмическая активность кордарона (дезтилкордарон) и моментом удлинения ПД в тех тканях, в которых возникла аритмия [Ikeda N. el al., 1984]. Кордарон способен вызывать частичное блокирование инактивированных быстрых Na каналов клеточных мембран, в большей степени это свойство присуще деэтилкордарону, что отражается на скорости проведения и может, в частности, привести к расширению комплекса QRS [Talajic М. et al., 1987].

То, что в эксперименте кордарон замедляет АВ узловую проводимость в такой же манере, как и типичные Саблокаторы, указывает на его способность влиять и на медленные каналы мембраны. В этом отношении он сильнее деэтилкордарона. Кордарон тормозит образование импульсов в клетках СА узла, его воздействия на такие механизмы, как анормальный автоматизм и постдеполяризации, пока изучены недостаточно.

Как видно, кордарону свойственны различные электрофизиологические эффекты: III класса (ведущие), I и IV классов. Недавно L. Mitchell и соавт. (1989) пришли к выводу, что ранние противоаритмические эффекты кордарона (в основном подавление ЖЭ в первые 2 нед лечения) связаны с блокадой Na и Са мембранных каналов и противоадренергическими влияниями препарата. Более поздние эффекты (предотвращение ЖТ после 10 нед лечения) зависят преимущественно от действия деэтилкордарона.

«Аритмии сердца», М.С.Кушаковский