Подкласс IВ (мексилетин)

17.07.2009

Структурно сходный с лидокаином, мексилетина гидрохлорид быстро и хорошо всасывается. Однако этот процесс замедляется при инфаркте миокарда, а также на фоне действия обезболивающих наркотических средств, особенно морфия. Биодоступность препарата при приеме внутрь составляет 85%, эффективная терапевтическая концентрация в плазме лежит в пределах 0,5—2 мг/л, она достигается в течение 2—4 ч после приема 200—400 мг и поддерживается на том же уровне, если больной продолжает принимать от 600 до 1000 мг мексилетина в день.

После внутривенной инъекции противоаритмическое действие проявляется уже через 4— 5 мин. Примерно 70% препарата связывается с белками плазмы. Период полувыведения у здоровых людей колеблется от 9 до 12 ч, он удлиняется у больных острым инфарктом миокарда до 18,6 ч. Препарат удаляется из организма в основном в результате метаболизма в печени, почечный клиренс в среднем равен 49 мл/мин. Лишь около 10% принятого внутрь мексилетина выводится в течение 72 ч в неизмененном виде с мочой, однако при понижении рН мочи до 5 почечная экскреция возрастает до 4060% [Ronfeld R. et al., 1980].

В электрофизиологических реакциях мексилетин тоже весьма сходен с лидокаином. Уменьшение Утах фазы О ПД сопровождается замедлением скорости проведения импульса, ПД и ЭРП волокон Пуркинье укорачиваются, их автоматизм тормозится, последнее в основном связано со смещением порогового потенциала к более положительному уровню.

Препарат не воздействует на клетки с медленным электрическим ответом, подавляет вызванную дигиталисом триггерную активность [Rosen M., Wit A., 1983]. После внутривенной инъекции 200—250 мг мексилетина за 5 мин и последующего его вливания со скоростью 60—90 мг/ч не происходит изменений автоматизма СА узла, скорости СА проведения и рефрактерности мышцы предсердий. Скорость проведения в АВ узле и его ЭРП тоже не претерпевают существенных сдвигов.

Интервал Н—V не меняется либо несколько удлиняется (в 1/3 случаев). В терапевтических дозах мексилетин не оказывает отрицательного влияния на кардиогемодинамику. D. Jewitt (1980) не обнаружил какихлибо заметных признаков ослабления миокарда у больных, принимавших внутрь мексилетин в течение 3 мес.

Как лидокаину и токаиниду, мексилетину присуще особенно сильное противоаритмическое действие при расстройствах желудочкового ритма у больных в остром периоде инфаркта миокарда, при хронической ИБС, аритмиях, связанных с реваскуляризацией ранее ишемизированного миокарда и т. д. [Кипшидзе Н. Н., 1980, Бобкова В. И. и др., 1981, Куликова А. Г. и др., 1981, Литвицкая П. Ф. и др., 1981, Смоленский В. С. и др., 1585, Адамян К. Г. и др., 1987, Kim S. et si., 1986].

Значительным препятствием для широкого и длительного применения мексилетина являются вызываемые им токсические эффекты. Они возникают почти у 65% больных (особенно тогда, когда его концентрация в плазме превышает 2 мг/л), более тяжелые осложнения регистрируются у 35% больных, у 19% больных приходится прерывать лечение.

В основном наблюдаются патологические отклонения со стороны ЦНС: нистагм, тремор, тошнота, рвота, судороги, атаксия, головокружение.

Описаны сердечнососудистые нарушения: артериальная гипотензия, остановка СА узла, СА блокада, аритмогенное действие— в 7% случаев.

«Аритмии сердца», М.С.Кушаковский